ВОПРОС: С 1 января 2007года вступили в силу новые изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, объявленные Федеральным законом от 18 декабря 2006года №232-ФЗ. Владимир Львович, Как изменились функции у государственных инспекторов по пожарному надзору?
В.Л.: В соответствии указания Первого заместителя министра МЧС России Воробьева Ю.Л. от 28.12.2006г. № 43-4357-19 «Об участии органов государственного пожарного надзора в градостроительной деятельности определен новый порядок осуществления надзорных функций за требованиями пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Одновременно с указанным законом признаны утратившими силу положения статьи 6 федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», касающиеся прав государственного пожарного надзора, в части:
участие государственных инспекторов по пожарному надзору в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства,
рассмотрения и согласования градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований или при отсутствии указанных требований,
проведение выборочных проверок в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, в части соответствия разрабатываемой документации требованиям пожарной безопасности.
ВОПРОС: К чему могут привести поправки в градостроительный кодекс и как они повлияют на уровень пожарной безопасности?
В.Л.: Многие трагические события последнего времени, показывают на недоработки в законодательстве. Они существенным образом повлияют на уровень безопасности. Исключение контроля на этапах проектирования, строительства разрывают систему пожарной безопасности. На наш взгляд концепция пожарной безопасности должна быть составной частью проектирования большинства зданий и сооружений. Ведь ошибки проектировщиков на этом этапе могут иметь очень серьезные последствия.
Если эти вопросы не отрегулировать законными путями и способами, то после сдачи объектов в эксплуатацию по завершению строительства (реконструкции) у собственников объектов могут возникнуть сложности в связи с нарушениями требований пожарной безопасности, которые будут выявлены органами государственного пожарного надзора при осуществлении надзорных мероприятий на уже действующем объекте. Это породит гражданские иски собственников (заказчиков) к подрядным и проектным организациям, и приведет к незапланированным финансовым затратам на устранение выявленных органами государственного пожарного надзора нарушений противопожарных требований.
Для органов государственного пожарного надзора, введенная с 1 января 2007года нормативная база с одной стороны является даже выгодной, так как упрощает и сокращает надзорные процедуры. Однако, подобная практика, как изложено выше, будет проблемной для всех участников строительного процесса.
ВОПРОС: Реформа градостроительной деятельности повышает ответственность разработчиков проектно-сметной документации за принимаемые ими решения на этапах проектирования объектов различного назначения
Каквы оцениваете качество разрабатываемой проектной документации проектными организациями города?
В.Л.: Выборочная проверка качества проектирования разрабатываемой проектной документации, в части ее соответствия требованиям пожарной безопасности в проектных организациях показывает, на многочисленные нарушения в области пожарной безопасности.
Имеются случаи, когда проектные организации очень часто исходя из «пожеланий» заказчиков, идут у них на поводе и сознательно допускают нарушения нормативных требований.
Более того, сегодня ни в одной проектной организации области нет специалистов по вопросам пожарной безопасности.
На сложившееся положение дел с соблюдением противопожарных требований действующих нормативных документов при проектировании объектов различного назначения влияют следующие причины и условия:
Считаю, указанные недостатки, должны быть тщательно проанализированы во всех проектных организациях, с последующей их оценкой и выводами. Только при качественном подходе к своей работе на всех уровнях, всестороннем контроле за выпускаемой проектно-сметной документацией, возможно заложить основы безопасного содержания и эксплуатации зданий впоследствии.
ВОПРОС: На Ваш взгляд с кем сегодня необходимо решать вопросы по пожарной безопасности, если государственные инспектора по пожарному надзору не будут участвовать в комиссиях по отводу земельных участков, рассмотрении проектной документации и приемке объектов в эксплуатацию?
В.Л.: В случае обращения органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам оценки соответствия объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта требованиям пожарной безопасности органы государственного пожарного надзора в отдельных случаях вправе будут давать консультации и рекомендации.
Альтернативой государственному пожарному надзору будет аудит пожарной безопасности. Вместо пожарного инспектора по желанию заказчика можно пригласить специалистов по вопросам пожарной безопасности с организаций имеющих лицензии от МЧС России, которые будут оценивать состояние пожарной безопасности начиная с отвода земельного участка, экспертизы проектной документации и приемки объектов в эксплуатацию.
ВОПРОС: В.Л.Получается так, теперь Вы строящиеся объекты вообще не будете проверять?
В.Л.: Органы государственного пожарного надзора будут проводить мероприятия по контролю на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта исключительно в отношении физических и юридических лиц, осуществляющих строительство, в части соблюдения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации при производстве строительно-монтажных работ.
Кроме того, в 2-месячный срок с момента ввода объектов в эксплуатацию будут проводить силами управления государственного пожарного надзора плановые мероприятия для обеспечения контроля за выполнением требований пожарной безопасности на введенных в эксплуатацию объектах.
Мероприятия по контролю будут проводиться в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
ВОПРОС: Какова судьба экспертного совета управления, который раньше рассматривал все спорные вопросыпо пожарной безопасности?
В.Л.: До принятия нормативного правового акта МЧС России, регламентирующего порядок разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности и согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности рассмотрением материалов по обоснованным отступлениям от требований пожарной безопасности или на объекты, на которые отсутствуют требования пожарной безопасности будут заниматься экспертные советы территориальных органов ГПН МЧС России. По следующее рассмотрение этих решений будет осуществляться в Управлении государственного пожарного надзора МЧС России в городе Москве.
Беседовала Губанова Олеся.