Зарегистрировано в Минюсте РФ
30 ноября 2007 г. N 10597

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

 

ПРИКАЗ
от 20 ноября 2007 г. N 607

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ДОБРОВОЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2882, 2005, № 43, ст. 4376) и в целях повышения уровня безопасности объектов защиты приказываю:

1. Утвердить Порядок добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности согласно приложению.

2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 25 октября 2004 г. № 485 «Об утверждении Порядка добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (зарегистрирован Минюстом России 06.12.2004, регистрационный № 6168).

Министр
С.К. Шойгу

 

 

 

Приложение
к приказу МЧС России
от 20.11.2007 г. №607

Порядок
добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности

 

I. Общие положения

1. Порядок добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности (далее - Порядок) разработан на основании Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»* и регулирует вопросы взаимоотношений между организациями, претендующими на аккредитацию, осуществляющими независимую оценку рисков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности (далее — оценка рисков) и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и государственным учреждением, находящимся в его ведении.
_________________________
*Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882, 2005, № 43, ст. 4376

2. Аккредитованными могут быть организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, признающие и соблюдающие настоящий Порядок (далее - заявители).

3. Целью аккредитации является обеспечение доверия к деятельности организаций на основе подтверждения и официального признания их компетентности, позволяющей им выполнять работы по соответствующим направлениям деятельности. При этом организация работы заявителя, претендующего на аккредитацию (ее административная подчиненность и финансовое положение), должна исключать возможность административного, коммерческого или иного влияния на результаты проведения работ по оценке рисков.

4. На основании настоящего Порядка осуществляется добровольная аккредитация организаций по направлениям:

а) оценка рисков в области гражданской обороны;
б) оценка рисков в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) оценка рисков в области обеспечения пожарной безопасности;
г) подготовка и повышение квалификации специалистов по оценке рисков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

5. Аккредитованные организации осуществляют деятельность по оценке рисков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

II. Порядок аккредитации

6. Аккредитация заявителей, претендующих проводить работы на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также деятельности по подготовке и повышению квалификации специалистов оценки рисков, проводится комиссией МЧС России по аккредитации в соответствии с направлениями деятельности.

Аккредитация заявителей, выполняющих работы на территории одного субъекта Российской Федерации, проводится территориальной комиссией МЧС России по аккредитации.

Персональный состав указанных комиссий утверждается МЧС России.

7. Процесс аккредитации включает следующие этапы:

подача заявки на аккредитацию организации;
экспертиза документов, осуществляемая в установленном порядке;
проверка соответствия заявителя установленным требованиям для заявленного вида деятельности;
рассмотрение результатов экспертизы и результатов проверки соответствия заявителя установленным требованиям на заседании соответствующей комиссии по аккредитации;
регистрация и выдача свидетельства об аккредитации;
контроль за деятельностью аккредитованной организации.

8. Каждый последующий этап проводится при положительном результате предыдущего.

9. Заявитель, претендующий на аккредитацию по осуществлению работ по оценке рисков или подготовке и повышению квалификации специалистов по оценке рисков, направляет заявку (заявление) в МЧС России или государственное учреждение, находящееся в его ведении (приложение № 1).

К заявлению прилагаются:

копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, заверенные в установленном порядке;
копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе, заверенная в установленном порядке;
руководство по качеству, содержащее следующие разделы и сведения:
заявление о политике в области качества осуществления работ по оценке рисков на имущественных комплексах или их части юридических или физических лиц (включая территории, технологические установки, оборудование, агрегаты, здания, сооружения, изделия, продукцию, транспортные средства, средства обеспечения пожарной безопасности, сооружения гражданской обороны и иное имущество), находящихся в стадии проектирования, строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации, ликвидации), эксплуатации (далее объект защиты), а также при осуществлении деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности;
порядок и сроки повышения квалификации специалистов, занятых в оценке рисков;
должностные инструкции персонала, определяющие его служебные обязанности и ответственность;
организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала;
процедуру оценки рисков, включая:
а) этапы оценки рисков:

прием и рассмотрение заявок (заявлений) для оценки рисков;
заключение договора на проведения оценки рисков;
подготовку и утверждение программы проведения оценки рисков и персонального состава экспертной группы;
обследование объекта защиты;
подготовку документации по оценке рисков и выдачу заключения на объект защиты, а при необходимости - плана устранения недостатков, выявленных в ходе оценки рисков, который является неотъемлемой частью заключения;
контроль за выполнением плана устранения недостатков, выявленных при проведении оценки рисков;
регистрацию заключений по оценке рисков в МЧС России или государственном учреждении, находящимся в его ведении;
ведение реестра выданных заключений по оценке рисков;
направление в заинтересованные органы государственного надзора информации о нарушениях, выявленных на объекте защиты при проведении оценки рисков и создающих угрозу жизни и здоровью людей.

б) порядок подготовки заключения по оценке рисков:

о соответствии (несоответствии) объекта защиты установленным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям в области гражданской обороны и/или защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и/или обеспечения пожарной безопасности, либо обосновывающего (подтверждающего) приемлемый (неприемлемый) уровень риска для жизни и здоровья людей, имущества при эксплуатации объекта защиты, вследствие возможного воздействия на них опасных факторов пожаров, чрезвычайных ситуаций;

в) немедленное информирование соответствующих органов государственного надзора при выявлении в ходе оценки рисков недостатков, которые могут привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей;
г) утверждение заключения по оценке рисков и плана мероприятий по устранению выявленных в ходе этой работы недостатков,  направление этих документов в МЧС России или государственное учреждение, находящееся в его ведении;
д) осуществление контроля за выполнением плана мероприятий по устранению выявленных в ходе оценки рисков недостатков и информирование МЧС России или государственного учреждения, находящегося в его ведении, о результатах контроля;
е) порядок проведения внутреннего аудита организации;
ж) порядок ведения архивов;
з) формы документов;
и) установление срока действия заключения по оценке рисков (не более двух лет);
к) страхование гражданской ответственности при проведении оценки рисков;
л) процедуру приостановки (прекращения) деятельности в случае приостановления (отмены) действия свидетельства об аккредитации.
документ, подтверждающий наличие у заявителя актуализированного фонда (или автоматизированной информационно-справочной системы) официально изданных нормативных и справочных документов по заявленным направлениям деятельности;
сведения о квалификации персонала организации (приложение № 2). Для подтверждения квалификации персонала заявитель представляет в МЧС России или государственное учреждение, находящееся в его ведении, заверенные в установленном порядке копии дипломов об образовании и выписки из трудовых книжек персонала, договоров (трудовых соглашений) с временно привлекаемым персоналом, документов, удостоверяющих окончание персоналом специализированных курсов повышения квалификации (если образование по профилю деятельности получено или предыдущие специализированные курсы повышения квалификации окончены более пяти лет назад) и прохождение обучения на семинарах. Персонал заявителя по оценке рисков должен в пределах своих должностных инструкций знать и уметь выполнять, утвержденное руководителем заявителя руководство по качеству;
сведения о наличии материально-технической базы;
копия лицензии на право образовательной деятельности, учебно-тематические планы и программы по повышению квалификации специалистов, а также сведения о наличии необходимых для осуществления деятельности помещений (зданий), соответствующих требованиям охраны труда, противопожарным и санитарным нормам и правилам, предусматривающих размещение в них не менее 10 учебных мест (только организациями, претендующими на подготовку и повышение квалификации специалистов по оценке рисков).

10. Заявитель, претендующий на аккредитацию по оценке рисков, должен иметь в штатной численности не менее 3 специалистов по каждому из заявленных направлений деятельности, имеющих высшее техническое образование или среднее специальное и обладающих соответствующим (не менее 5 лет) стажем практической работы в области гражданской обороны и/или защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и/или обеспечения пожарной безопасности.

11. Документы, представляемые заявителем в МЧС России или государственное учреждение, находящееся в его ведении, должны быть сформированы в дело, содержащее опись.

12. При рассмотрении заявления и документов заявителя МЧС России, государственное учреждение, находящееся в его ведении, проверяет:

соответствие представленных документов (по составу и оформлению) требованиям, установленным для заявленного вида деятельности;
соответствие заявителя требованиям настоящего Порядка.

13. По результатам рассмотрения представленных заявителем документов оформляется акт оценки его готовности к осуществлению заявляемого вида деятельности, подписываемый председателем и членами соответствующей комиссии по аккредитации. При необходимости принимается решение о проверке заявителя по месту осуществления его деятельности.

14. Проверка заявителя по месту осуществления деятельности проводится в соответствии с планом проверки. Ее продолжительность не должна превышать 30 дней, а при наличии у заявителя обособленных подразделений в нескольких субъектах Российской Федерации - 15 дней в каждом обособленном подразделении.

15. Копия акта (в случае отрицательного решения о возможности аккредитации) направляется руководителю заявителя, который вправе представить в МЧС России или государственное учреждение, находящееся в его ведении, свои замечания по его содержанию или при необходимости сообщить о проведенных мероприятиях по устранению выявленных недостатков и (или) о планировании таких мероприятий.

16. Решение об аккредитации заявителя и выдаче ему свидетельства об аккредитации принимается соответствующими комиссиями по аккредитации после рассмотрения всей информации, характеризующей деятельность аккредитуемой организации.

17. Свидетельство об аккредитации (приложение № 3) выдается на срок до пяти лет (при первичной аккредитации на 1 год) и регистрируется в реестре в установленном порядке.

18. Заявитель считается аккредитованным с даты регистрации свидетельства об аккредитации. Зарегистрированное в установленном порядке свидетельство об аккредитации направляется заявителю.

19. За шесть месяцев до окончания срока действия свидетельства об аккредитации заявитель может направить в МЧС России заявку на повторную аккредитацию.

20. МЧС России или государственное учреждение, находящееся в его ведении, регистрирует заявку и в зависимости от решения комиссии по аккредитации организует повторную аккредитацию:

по полной программе;
по сокращенной программе (степень сокращения устанавливается в каждом конкретном случае).

 

III. Признание недействующим свидетельства об аккредитации

21. Свидетельство об аккредитации может быть признано недействующим в следующих случаях:

аккредитованная организация принимает самостоятельное решение о прекращении деятельности по оценке рисков;
деятельность аккредитованной организации перестает соответствовать критериям аккредитации.

 

IV. Контроль за деятельностью организации

22. В целях оценки соответствия аккредитованной организации критериям аккредитации проводится контроль за ее деятельностью.

23. Проведение контроля аккредитованной организации на соответствие требованиям настоящего Порядка организуется соответствующими комиссиями по аккредитации с привлечением специалистов МЧС России, государственного учреждения, находящегося в ведении МЧС России, территориальных органов МЧС России в течение всего срока действия свидетельства об аккредитации, но не реже одного раза в год.

24. Материалы контрольных проверок рассматриваются на заседаниях соответствующих комиссий по аккредитации.

25. По результатам рассмотрения материалов контрольных проверок комиссиями по аккредитации может быть принято одно из следующих решений:
принять к сведению результаты контроля;
признать недействующим свидетельство об аккредитации;
предложить аккредитованной организации устранить обнаруженные при проверке недостатки.

26. Решение о признании свидетельства об аккредитации недействующим оформляется решением соответствующих комиссий по аккредитации и направляется руководителю организации.

 

V. Повторная аккредитация

27. По истечении срока действия свидетельства об аккредитации повторная аккредитация организации проводится в порядке, определенном в главе II настоящего Порядка.

28. По истечении срока действия свидетельства об аккредитации решение о продлении срока его действия может быть принято соответствующей комиссией по аккредитации на основании результатов контроля без проведения процедуры повторной аккредитации.